Начало
деятельности инквизиции как особого
церковного суда католической церкви для
борьбы с ересью было
положено папой Иннокентием III (понтификат
1198-1216); она действовала почти во всех
католических странах с 13 по 19 в.
Иннокентий III в борьбе за всемерное
укрепление авторитета церкви и папской
власти придавал особое значение
искоренению ереси. В 1204 г. он поручил
монахам ордена цистерианцев в качестве
посланцев папы с исключительными
полномочиями истребить альбигойскую
ересь на юге Франции. Вопрос искоренения
ереси обсуждал Вселенский (IV
Латеранский) собор в 1215 г., решения
которого заложили теоретическую основу
деятельности инквизиции. Собор возложил
на церковь ответственность за
преследование еретиков. В 13 в.
инквизиционные трибуналы были
учреждены на юге Франции, в Италии,
Германии, Испании, Португалии, позже в
других странах Европы. Испанцы и
португальцы ввели их в своих
американских владениях. Верховным
главой инквизиции являлся папа римский.
Члены инквизиционных трибуналов не
подчинялись светской власти и целиком
зависели от папы. Папа Григорий IX (1227-1241)
передал дело инквизиции орденам
нищенствующих монахов доминиканцам и
францисканцам. Собака с пылающим
факелом в зубах - эмблема доминиканцев -
повергла население в ужас, за ними
утвердилось имя "псы Господни" (Domini
canes) и стража Христова. Основатель ордена
Доминик де Гусман за фанатическую
преданность папскому престолу и заслуги
ордена в расправе с еретиками в 1234 г. был
возведен в ранг святых. Инквизиционный суд также не подлежал
контролю.. От суда
инквизиции не спасали социальное
положение, пол, возраст и даже смерть.
Осуждение распространялось на
родственников и потомков в трех
поколениях. От обвиняемого требовали
раскаяния, которое не исключало
наказания. В качестве наказаний
применялись интердикт, отлучение от
церкви, паломничество в святые места,
публичное покаяние, бичевание, ношение
порочащих знаков, тюрьма. Тюремное
заключение чаще всего было пожизненным.
Заключенные содержались в полной
изоляции, их заковывали в кандалы,
кормили только хлебом и водой. "Упорствующих
в ереси" инквизиционный трибунал
отлучал от церкви и "отпускал на волю",
т.е. передавал в руки светской власти для
"наказания по заслугам", что обычно
означало сожжение на костре. Казни
предшествовал мучительный ритуал
аутодафе. Включал многолюдные шествия
граждан, организованные и возглавляемые
членами инквизиционного трибунала,
подготовку узника к экзекуции, пение
траурных церковных гимнов и траурную
мессу, проповедь инквизитора, оглашение
приговора, облачение осужденного в
шутовские одежды (санбенито).
Завершалось аутодафе публичным
сожжением еретика на костре. Особое
место в истории оставила испанская
инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд
Кастильский учредил Новую инквизиции
во главе с доминиканцем Томасом
Торквемадой. Она стала орудием
абсолютизма в борьбе против всех служителей
Зла. Кроме еретиков, врагов
церкви и короля она преследовала также
марранов и морисков (принявших
христианство евреев и мусульман). Всего
в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31
912 человек и почти 300 000 понесли тяжелые
наказания. За первые 18 лет по ее
приговору были заживо сожжены 10 220
человек. Последний акт сожжения на
костре имел место в Испании в 1826 году. В
течение веков менялась конкретная
власть направленности деятельности
инквизиционных трибуналов, но
оставалась неизменной ее сущность. В 13-15 вв. она в основном
преследовала участников народных
еретических движений - выразителей
антифеодальных настроений
эксплуатируемых низов; в 16-17 вв. -
сторонников Реформации и гуманизма,
свободомыслия, представлявших
раннебуржуазную идеологию; в 18 в. -
носителей идей Просвещения и Великой
французской революции 1789-1799. Ограничении ее деятельности
способствовало укреплению королевской
власти в ряде стран Европы. Она стала
объектом критики
мыслителей эпохи Возрождения и
Просвещения. Инквизиция была отменена в
протестантских странах в 16 в., во Франции
в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в
1834 г., в американских владениях Испании и
Португалии в ходе борьбы за
независимость (1810-1826). Дольше всего
существовал верховный инквизиционный
трибунал в Риме (папская инквизиция),
учрежденный папой Павлом III в 1542 году как
оружие контр реформации. После
ликвидации в 1870 г. светского государства
пап она действовала только методами
наказания и церковной цензуры.
Протестантская и православная церковь в
борьбе против инакомыслящих также
прибегала к методам инквизиции, но они
не нашли там широкого распространения.
|